Творческая мастерская Марьяна Скромблевича

Почетный гражданин Гродненского района, народный мастер и человек-оркестр. В родном Одельске Марьян Скромблевич – местная знаменитость. Послушать, как звучат его самодельные музыкальные инструменты, приезжают туристы со всей страны, а также из-за рубежа.

Народный мастер, которому, к слову, вчера исполнилось 80 лет, готов открывать секреты ремесла, только, говорит, жаль, что учеников маловато. Или, может быть, планка, поднятая учителем, слишком высока? Ведь превзойти такого мастера даже хорошему ученику, пожалуй, будет очень сложно.

Творчество Марьяна Скромблевича с 2012 года занесено в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь. В прошлом году его труд по сохранению национальной самобытной культуры нашей страны был отмечен Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь. 80-летний юбилей народного мастера 25 марта в Одельске отметили большой концертной программой. Мы же встретились с Марьяном Антоновичем накануне, чтобы историю его жизни услышать через звучание созданных им же музыкальных инструментов.

Марьяна Скромблевича в Одельском центре культуры и народного творчества можно застать практически ежедневно. Тут в отдельной комнате хранится большая часть его музыкальных инструментов. Сюда часто приезжают с экскурсиями туристы, а народный мастер охотно рассказывает о своем увлечении, но больше импровизирует на каждой из своих многочисленных дудочек или же на гармошке, звучание которой он тоже подкорректировал по своему вкусу.

– Первый свой музыкальный инструмент я смастерил где-то в начале 90-х годов. Никто тогда не воспринял мое увлечение всерьез, да я и сам, наверное, тоже не думал, что буду проводить в своей мастерской практически все свободное время. На тот момент я участвовал в хоре, песни сам писал, музыку. И вот меня не устраивало, как в определенном месте звучит дудочка. И тогда я переделал ее. Мелодия сама подсказывает, каким должен быть тембр инструмента, – рассказал народный мастер.

Сколько инструментов за последние 30 лет сделано, – подсчитать сложно. Свои дудочки Марьян Скромблевич изготавливает из разных пород деревьев, чаще всего – из лиственных. Недавно в коллекции появились и дудочки из бамбука. Экзотический материал мастеру привезли из Индонезии. Порой совершенно случайно к нему попадает древесина из Америки, а также из Индии.

– Более 20-ти разных видов древесины я использовал для изготовления музыкальных инструментов. В работе с каждым новым материалом есть свои нюансы. В бамбуке, например, сложно было просверлить ровное отверстие – он  легко лопается, – поделился Марьян Скромблевич.

Инструменты, сделанные руками одельского народного мастера, можно найти в разных странах мира. Канада, Америка, Польша, Россия и Литва – профессиональные музыканты и просто туристы из этих стран и не только в свое время побывали на малой родине Марьяна Скромблевича. И он охотно рассказывает всем о том, что у каждой дудочки – своя индивидуальность, а также о том, каким настроением отличается белорусская музыка:

– Так получается, что белорусские песни в основном жалостливые все. А я вообще больше люблю позитивные мотивы. Хотя, конечно, все знают, что у нас есть и задорная полька, под которую ноги сами в пляс пускаются. Вот только все исполняют, как правило, только одну самую известную польку. А я, к примеру, знаю больше 20-ти вариаций белорусской польки.

Не теряет позитивный настрой и творческий энтузиазм Марьян Антонович и в свои 80 лет. В подготовке юбилейной программы в его честь он и сам принимал активное участие. Такому большому вниманию к своей персоне он, безусловно, рад, хотя и скромно отмечает, что вовсе не считает себя мэтром. Он по-прежнему внимательно прислушивается к авторитетному мнению других музыкантов, наверное, поэтому и не перестает совершенствоваться в своем любимом деле. Так, недавно взял на вооружение зарубежное ноу-хау: одельский мастер уже не покрывает свои музыкальные инструменты лаком, как он это делал раньше, а пропитывает специальным маслом. Это существенно улучшает тембр звучания, – утверждает Марьян Скромблевич. И добавляет, что в ближайшее время он намерен всерьез заняться процессом усовершенствования каждого экземпляра из своей огромной коллекции.

По материалам гродненской региональной газеты «Перспектива»: Татьяна Барановская

Фото из архива редакции.