В Гродненском районе почти забытое искусство вырезания из бумаги воскрешает Татьяна Никитик

В этом году белорусской вытинанке исполнилось сто лет! В Гродненском районе почти забытое искусство вырезания из бумаги воскрешает Татьяна Никитик из салона-мастерской ремесленника в деревне Коробчицы.
Мир симметрии
История вытинанки берет начало в древнем Китае одновременно с изобретением бумаги. Там она носила название «цзянчжи». Готовясь к празднику весны, китаянки наклеивали на окна фигурки драконов, цветы и другие символы приближающегося расцвета природы. Нашим пращурам бумажные кружевные украшения нередко заменяли более дорогие тканые, плетеные и вязаные салфетки, полотенца, занавески и подзоры. Однако из-за недолговечности и непрочности материала изделия быстро становились негодными, и их выбрасывали. Пережив короткий, но яркий расцвет в конце XIX – первой половине XX века, народное декоративно-прикладное искусство практически исчезло из быта белорусов. И если бы не милый обычай вырезания снежинок из бумаги, оно вряд ли дошло бы до наших дней.
Талант и тягу к рисованию будущая вытинанщица Татьяна Никитик унаследовала от отца. Пойдя по его стопам, поступила на факультет искусств и дизайна Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В тонкости бумажной пластики студентку посвятили на втором курсе. До факультатива по декоративно-прикладному искусству она и не подозревала о существовании вытинанок. Но то, с какой легкостью лист бумаги превратился в причудливые воздушные кружева, невольно заставило девушку усомниться: действительно ли это так или занятия лишь всколыхнули воспоминания из далекого детства?
Вытинанка зацепила Татьяну за живое, и в следующем году для курсовой она вырезала пять иллюстраций к произведению Якуба Колоса «Сымон-музыка». А вот серия работ по балладе Адама Мицкевича «Свіцязянка» на 4 курсе отняла немало душевных и физических сил. И Татьяна без сожаления попрощалась с миром бумажной симметрии, надолго переключившись на живопись и рисунок. Какое-то время преподавала их детям в одной из гродненских школ. Однако потом художница осознала, что ей хочется больше творческой свободы. Правда, и не предполагала, что для этого придется вернуться на стезю бумажного арта. Чудесное стечение обстоятельств или само провидение в сентябре 2019 года направило девушку в отдел этнографии, фольклора и ремесел Гродненского районного культурно-информационного центра. Месяц спустя, после областного семинара-практикума «Папяровая пластыка. Традыцыі і сучаснасць» в Новогрудке, она больше не выпускала ножницы из рук. Кисти и карандаши, впрочем, тоже не пылятся: Татьяна Никитик ведет в коробчицком салоне-мастерской кружок изобразительного искусства «Юный художник».
Обаяние узоров
В искусстве вытинанки есть свои классические мотивы и образы, на которые ориентируется «бумажная фея».
– Один из самых излюбленных – Древо жизни, символизирующее человеческий род: корни обозначают предков, ствол – родителей, ветки – детей. Его охраняют птицы Сирин и Алконост. Счастье, благополучие, любовь сулит пара пернатых, соприкасающаяся клювами, будто в поцелуе, – поясняет наша героиня.
Во многих резных панно воплощены народные праздники, обычаи и обряды: Пасха, Дожинки, Колядки, Новый год. На одних затейливых рисунках распускаются прихотливые цветы, на других угадываются очертания 18 достопримечательностей Гродненского района: храмов, Августовского канала, дворцово-паркового комплекса в Святске. Кроме того, вытинанками декорированы закладки, открытки и картинки для наборов сувенирной продукции, шаблоны поздравительных карточек, куда достаточно только подставить текст.
 Изящные симметричные произведения Татьяны Никитик преимущественно монохромные: черные, синие, красные, белые, зеленые… Лишь изредка она вкрапляет туда элементы других цветов. Все сюжеты придумывает сама. Для сложной композиции иногда делает набросок. Но обычно он не нужен: все узоры – всегда у умелицы в голове. К слову, некоторые вытинанщики порой берут идеи будущих работ в интернете или книгах. Но повторить линии вряд ли кому-то удастся. Прелесть вытинанки и заключается в том, что даже при большом желании скопировать схему точь-в-точь просто невозможно. Результат всегда непредсказуем – даже для самой Татьяны это тайна, которую не раскроешь, пока не развернешь лист бумаги.
Кому-то удобнее вырезать мелкие детали канцелярским ножом. Мастерица же придерживается традиционной техники. Конечно, грубыми ножницами для стрижки овец, как в старину, ее никто пользоваться не принуждает. Но маникюрными тоже нужно владеть в совершенстве: одно неверное движение – и многочасовой труд насмарку. Максимальная аккуратность, настойчивость и неимоверное терпение необходимы и для того, чтобы оформить хрупкое бумажное творение: испортить невероятную красоту проще простого. Так что этот необычный вид рукоделия – настоящий аутотренинг для успокоения нервной системы.
Совсем скоро ажурные фантазии Татьяны Никитик вдохновят на создание подобных шедевров жителей и гостей города над Неманом. С 4 февраля ее картины будут окутывать своим неземным флером посетителей выставки мастеров Гродненского района «Крыніцы народных талентаў» в областном методическом центре народного творчества.

«Перспектива»

Автор: Инга Ласмане

фото автора