На днях Марьян Скрамблевич стал лауреатом премии, которую Президент Беларуси Александр Лукашенко присуждает видным деятелям культуры и искусства страны.
Все началось с местного клуба самодеятельности. Необычное увлечение в жизни Марьяна Антоновича появилось около 30 лет назад.
− Достаточно поздно, − с легкой ноткой грусти говорит мастер. − Ведь к музыке я тяготел с самого детства. Это у нас семейное. Не плохим музыкантом был отец, играл на гармони, а дядя − на органе. Мне всегда хотелось развивать свою врожденную музыкальность. Не удивительно, что главная мечта детства − стать баянистом. Со временем желание ничуть не угасало, а любовь к народным инструментам только окрепла. Сбылось ли желаемое? Безусловно. После армии я окончил курсы баянистов, затем профессиональную школу работников культуры в Ленинграде, а уже заочно − отделение музыки университета имени Крупской в Москве.
Предопределяющим моментом на пути к настоящему увлечению стала плодотворная деятельность Марьяна Антоновича заведующим самодеятельным клубом автопарка, занятия в котором объединили многих музыкантов-любителей. В творческой биографии этого коллектива было много интересных событий: гастроли, многочасовые выступления, участие в форумах, победы во всесоюзных конкурсах. Его участники очень быстро обрели популярность.
− А еще работали здесь и исключительные мастера, которые, в общем-то, и показали мне азы изготовления музыкальных инструментов − помогли смастерить первую дудочку. Заинтересованность возникла мгновенно. Решил: раз увлекло, нужно продолжать развивать навыки, совершенствоваться. − вспоминает Марьян Скрамблевич. − Начал экспериментировать, но прежде немало изучил литературы, нужные подсказки по тому, как правильно должен звучать инструмент, давали профессиональные музыканты. Без таких знаний в этом деле никак.
Непохожие друг на друга авторские работы мастера − свирели, флейты, дудочки и другие музыкальные инструменты − визитная карточка Гродненщины. Чтобы увидеть эти произведения искусства и лично пообщаться с местной знаменитостью в Одельск едут гости со всех континентов. Марьян Антонович первым делом приглашает каждого ознакомиться с исключительной коллекцией, собранной в музейной комнате местного центра культуры и народного творчества. Представленная там экспозиция не имеет аналогов в республике. Она насчитывает порядка 200 экспонатов. Есть там и двойные флейты, и свирели, и трещотки, а еще… совершенно неповторимые изделия. К примеру, деревянные окарины в виде птиц и рыб. По словам мастера, традиционные флейты-окарины делают из глины и фарфора. Выполнить их из дерева − авторская задумка.
На создание очередного музыкального инструмента Марьяна Антоновича каждый раз вдохновляет природа.
− Нужно уметь «понимать и чувствовать деревья», − говорит он. − Сценарий найти молодое, ровное и красивое деревце тут не работает. Подходящая древесина подбирается по другим параметрам, вот почему порой искать приходится годами.
За три десятилетия усердных поисков одаренный мастер исходил родные места вдоль и поперек. Теперь все чаще с материалами помогают знакомые.
− В основном делаю музыкальные инструменты из лиственных пород деревьев − ясеня, клена, рябины, черемухи, дуба. Изучив свойства и их возможности, понял, что у них одни из самых красивых национальных звучаний. А вот «музыкальных» елей у нас, к сожалению, нет. Знаю, растут такие на Урале. Использую в своем ремесле и экзотические породы деревьев, например, бамбук. Его мне доставляли из Индонезии. Из Сибири привозили кедр, − посвящает в тонкости выбора собеседник, замечая, что рождение музыкального инструмента − процесс трудоемкий. Даже при условии наличия того самого дерева, за работу мастер берется не сразу. Древесину еще нужно подготовить. Любопытно: есть у Марьяна Антоновича клены, которые сохнут уже более 30 лет.
− Играет большую роль и то, в какую пору года срезали дерево, − дополняет он. − Весной рубить нельзя: деревья наполнены соком, а значит, у инструмента будет плаксивое звучание. Другое дело, экземпляры, срезанные осенью. Звук получается высокий, то, что ищешь. При этом двух одинаковых не найти.
С удовольствием готов поделиться мастер и другими хитростями по обработке своих уникальных находок.
− Чтобы дерево не трескалось слоями, его обязательно нужно колоть. Сердцевина − часть не годная для ваяния. Из нее ничего не вырезаю. Зато правильные инструменты всегда звучат по-особенному, «живому». У каждого своя мелодическая окраска. Одни напоминают пение птиц, другие − шум ветра, шуршание листвы, − говорит умелец, для которого очень важно передать свои знания и умения последователям. Взяться за уникальное ремесло решается не каждый. Почему? Проработка каждой детали инструмента − толщины стенок, величины отверстий − быстро утомляет учеников, им не хватает усидчивости.
− В том, что любви к аутентичной музыке и инструментам у белорусов не отнять, я убежден. Ведь это наши традиции, часть национальной культуры, − заключил Марьян Скрамблевич.