От «Ганненскага кірмаша» до масштабных реконструкций. Интервью с Людмилой Кадевич, возглавлявшей областное управление культуры в 90-е и нулевые

Когда в 90-е годы молодая самостоятельная Беларусь все силы отдавала на то, чтобы укрепить экономику, сельское хозяйство, у Людмилы Кадевич и ее коллег в области и стране была своя нива – они ратовали за сохранение культуры. Были уверены: это не менее важно, чем экономика. Справляться с поставленными на государственном уровне задачами помогали поддержка простых людей, собственная сила духа и уверенность, что культура – душа народа.
0-02-05-ebd6a8f1c643d4fadb6acd1385e60e71583df4efd381b9523b6581602297c31e_full.jpg

Этот материал мог бы быть просто о человеке-юбиляре, мудром и талантливом руководителе Людмиле Кадевич, которая с 1997 по 2006 год работала начальником управления культуры облисполкома. Но он еще и о творчестве, больших начинаниях.

На Гродненщину Людмила Кадевич приехала совсем юной в 1973 году. В 25 она уже стала начальником отдела культуры Гродненского рай-исполкома, а позже возглавила сферу культуры области.
У жителей Принеманья масса поводов сказать ей «спасибо». Именно она с коллегами были инициаторами многих праздников и фестивалей, которые проводятся и сегодня, будучи брендами области и районов. Эти мероприятия подняли, можно сказать, вернули к жизни огромнейший пласт культуры и традиций. «Ганненскі кірмаш» в Зельве, «Карнавал весялосці» в Вороново, в Свислочи – «Гамоняць пушчы беларускія», Лидские театральные встречи и многие-многое другое – уникальные для края праздники, которых больше нигде нет. Старожилы афиш, они и сегодня собирают тысячи зрителей.
Но не одними праздниками живет культура. Конец века и рубеж тысячелетий – время непростое. Когда колхозы, не находя средств на поддержку культуры, закрывали музыкальные школы, их финансирование взяло на себя государство.
– Благодаря этому удалось сохранить детское музыкальное образование. Кроме того, мы открывали школы искусств с отделением не только музыкальным, но и хореографическим, театральным, изобразительного искусства, – говорит Людмила Кадевич.
То же касается клубов, Домов культуры, библиотек.
– Как-то на мои уговоры поддержать учреждения культуры председатель одного колхоза сказал, мол, зачем тебе это нужно, культура все равно умрет. Меня настолько это задело! Тогда ответила, что культура всегда была, есть и будет. И оказалась права! Она не только не умерла, а, наоборот, стала развиваться. Получила поддержку на государственном уровне: строительство национальной библиотеки, реконструкция республиканской филармонии, Большого театра…
0-02-05-685c503d631fe3cceb7f5e0df32be1f6f3e159d86dbc63e11c430d2d3b0b4bf2_full.jpg
Большие стройки велись и в Гродно: музыкальный колледж, общежитие для музколледжа и колледжа искусств. Был реконструирован драматический театр, отремонтированы практически все районные Дома культуры области.
А филармония! Когда закрыли Дворец культуры «Гродно Азота», управление культуры добилось, чтобы после реконструкции здания открыть там филармонию. И она не просто обрела свои стены, но и значительно выросла в плане коллективов, которые создавались вместе с Эдуардом Тиховичем. Оркестр, многие дуэты мы и сегодня видим на сцене. Не остановились и на этом, понимая, что филармония – это больше, чем несколько коллективов.
Разрешили в Ледовом дворце устраивать концерты звезд. Кто у нас только не был! Пугачева, Киркоров, Галкин, Малинин… Все звезды российской эстрады выступали в Гродно.
Особое внимание на Гродненщине уделяли районам и сельским населенным пунктам. Создавались Дома народного творчества. Не все видели в них перспективу, а сегодня, когда Лидский и Ивьевский центры культуры и народного творчества удостоены специальной премии Президента Республики Беларусь, Людмила Кадевич уверена: тогда это было правильное решение. Работники Домов народного творчества сохраняли и сохранили наши традиции, культуру, то, что сегодня делает нас уникальными, показывает богатую историю края и страны.
После распада Советского Союза пришлось заново налаживать творческие контакты, и достижением были зарубежные гастроли.
8d2d1e30adee479b018a5f4724739c2f.JPG
Что помогало справляться с трудностями?
Все свои силы, и творческие, и организаторские, искренно отдавала работе. Но главное – был энтузиазм у самих работников культуры! Они замечательные. Очень быстро загорались и шли навстречу новым идеям. Понимали меня, а я понимала их. Хотя, признаться, я была строга. Но всегда старалась быть объективной. И горой стояла за сотрудников. Очень любила благодарить за заслуги и работу, мне это было особенно приятно – сказать «спасибо», порадоваться вместе их наградам, в том числе на государственном уровне. Я вообще очень любила и люблю талантливых людей, это люди, поцелованные Богом, их нужно беречь, заботиться о них, помогать им. Они этого заслуживают.
 
Снимок.JPG
И хоть Людмила Кадевич сама больше четырех десятилетий отдала культуре, не перестает восхищаться теми, кто ее создает: в любую погоду, в любое время года, что бы ни было у них самих на душе, артисты, художники, мастера дарят нам, зрителям, праздник. Конечно, приходит новое, от каких-то идей, беспроигрышных для того времени, сегодня уже отказываются. Но Людмила Кадевич умеет по-философски ко всему относиться: время и зритель другие.
Как некогда руководитель, Людмила Кадевич – зритель – не приемлет одного: когда видит неправду. Имея в виду ложь исполнительскую: плохую игру актера, фальш в нотах, небрежность в костюме… Она одновременно строгий и очень благодарный зритель, потому что любит культуру во всех ее проявлениях и особенно любит по-настоящему талантливых людей.