На один рушник длиной в 2,5 м мастеру необходимо около 4 км нитей. Выткать его при должной сноровке можно за час, но владеют техникой наших бабушек и прабабушек сегодня немногие. Один из таких мастеров — 26-летний врач Евгений Маркевич из Лиды. В 12 лет он попробовал поработать на бабушкиных кроснах и с тех пор серьезно втянулся в ткачество. Вместе с коллегами работает в уникальной, свойственной лишь для Принеманского региона технике.
В Лиде возродили уникальные традиции ткачества Понеманья. За это, а также за создание коллекций традиционной и современной одежды коллектив Лидского районного центра культуры и народного творчества стал лауреатом специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Причем секрета из своей работы лидские ткачи не делают, говорят, что готовы передавать уникальные знания желающим.
За последние несколько лет здесь реализован проект «Ад мінулага да сучаснага», в рамках которого созданы две коллекции одежды: реплики традиционного костюма Понеманья конца XIX — начала ХХ веков, а также современная одежда с национальными мотивами. «Оригинальность коллекций и в том, что они создаются по уникальным технологиям, перенятым у их носителей, а также возрожденным нашими мастерами», — рассказывает заведующая отделом ремесел и традиционной культуры Лидского районного центра культуры и народного творчества Елена Щелина.
Здесь культивируют узорчатое ткачество Понеманья, куда входит сразу несколько различных техник. Именно оно было свойственно всему Гродненскому региону, особенность его в том, что яркого узора, как, например, на полесском рушнике, нет. «Большее значение придавалось не цветам, а ткани: чем она тоньше, чем сложнее узор полотна, тем она значимее и дороже. Еще одной традицией было создание шелковых рушников», — рассказывают в центре. При должном подходе и соблюдении технологий качество ткани ручной работы на вид будет неотличимо от фабричного производства. Некоторые бабушки под Лидой до сих пор носят такую домотканую одежду. Надевали ее и в повседневной жизни, и по праздничным поводам.
Во многих аспектах одежда хендмейд выигрывает: форму держит отлично, долговечна, носится лучше. Льняные рубашки, например, сохраняют белоснежный цвет. К слову, нити здесь используют не только фабричные, но и вручную обработанный лен. «Когда пройдешь все этапы ручной обработки льна, понимаешь, насколько тяжелым был труд наших предков. До Коляд готовили пряжу, а в Великий пост начинали ткать. Причем считалось, что станок надо было вынести из дома до Пасхи. Ведь весной у хозяек начинались другие заботы», — рассказывает ткач Евгений Маркевич. Льняные нити — капризные и требуют к себе особого отношения на всех этапах. Фраза «где тонко, там и рвется», говорят, произошла от ткачей.
В центре была проведена огромная работа по сбору материала, его изучению, тесно в этом направлении лидчане взаимодействовали с учеными. С появлением Евгения здесь перешли от теории к практике. Сейчас освоено более двух десятков различных техник. «Мы смогли вернуть много редких технологий, которых не было в фондах страны», — отмечает заведующая Елена Щелина. Она подчеркивает, что мест, где сегодня возрождается ткачество, немало, но Лида выделяется не только возрождением редких и уникальных технологий, но и тем, что здесь все по-настоящему работает, выпускаются ткани, образцы одежды. Для этого мастера не раз отправлялись в экспедиции, встречались с теми, кто занимался ткачеством.
Читать полностью: http://m.belta.by/culture/view/reportazh-v-lide-vozrodili-unikalnye-traditsii-tkachestva-ponemanjja-283671-2018/
При любом использовании материалов активная гиперссылка на belta.by обязательна
Галерея не найдена!