Старинные писанки хранятся в фондохранилище в деревянном сундуке с коваными накладками. Каждая из них помещена в картонную коробочку, наполненную ватой. На коробочке указано место бытования предметов, благодаря чему хорошо известна география происхождения коллекции — это деревни бывших Августовского и Сувалковского уездов, местечко Сопоцкин (Гродненский район). На некоторых коробочках читается надпись «Святск».
«Для окраски пасхальных писанок в те годы использовались самодельные натуральные красители, изготовленные по старинной технологии, — рассказывает заведующая отделом народного творчества Светлана Чушинская. — Для получения черного цвета использовался настой из отвара коры ольхи и ржавого железа, бронзового цвета — яблоневой коры и сожженного зерна, фиолетового — лепестков мальвы. В зеленый яйца окрашивали с помощью осиновой коры и листьев омелы, в коричневый — цветками ольхи и листьями конского каштана».
На большинстве писанок рисунок нанесен горячим пчелиным воском при помощи специального приспособления — «булавки». Это самодельный инструмент в виде палочки с гвоздиком на конце, пояснили в музее. Декор наносился быстрыми движениями рук, чтобы не успел застыть воск. Сначала прикосновение «булавкой» с горячим воском на поверхности яйца давал широкий след, а после того, как воск остывал, след становился тонким. Так создавали узоры в виде стилизованных розеток-цветов (солярные знаки), веерообразных полурозеток, стилизованных веток, цепочек, зигзагообразных орнаментов и др. После орнаментирования яйца опускали в емкость с красителем и выдерживали 10-15 часов.
Большинство писанок из старинной коллекции окрашены в черный цвет, светлый рисунок нанесен горячим воском. Типичные мотивы — стилизованные цветы, солярные знаки, ромбы с точками, ветки из комбинаций штрихов, пальмовые ветки, надписи.
«Анализ композиций в собранной Ядковским коллекции писанок дает достаточно полное представление о традиционных схемах расположения декора, — отмечает специалист. — Большая часть яиц в своей основе имеет схему деления «вдоль пополам». Также присутствует схема деления яйца на четыре части, встречается деление на сегменты, в которых могут располагаться самостоятельные мотивы. Интерес представляют также узоры в виде розеток-цветов на концах писанок и узоры в виде параллельных полосок-поясков».
Все экспонаты в коллекции имеют научное описание. Например, на одном из них обозначен год создания — 1936. Яйцо двухцветное, с традиционным для сопоцкинских мастериц черным фоном, на который нанесен светлый рисунок. Основной декор — в виде четырех парных розеток, напоминающих солнышко (солярный знак). Между парными розетками — волнистые пояски с узкой темной полоской посередине. Писанка обозначена инициалами F.Z. Еще одно яйцо украшено пожеланием веселого праздника, крупными мальвами и лепестками.
Есть писанки, разрисованные ромбами, сосновыми ветками, зигзагообразными мотивами, ромашками, капельками. В основном фон писанок черный, но встречаются и фиолетовые, коричневые.
«В коллекции также представлены более поздние пасхальные яйца 1970-1980 годов, выполненные в технике гравирования, так называемые скробанки, или царапанки, — продолжает Светлана Чушинская. — Узор на окрашенной поверхности прорезан острым предметом (гвоздем, иглой, булавкой, ножом) и напоминает стилизованные ветки ели. Есть оригинальные писанки, украшенные аппликацией из бумаги. На фоне неокрашенной поверхности яйца узор создан с помощью тонких полосок и миниатюрных ромбиков, выполненных из золотистой, фиолетовой, оранжевой, розовой и бордовой бумаги».
Источник: Белта