Неглюбским рушником и пасхальными яйцами-шкрябанками пополнились музейные сокровищницы Гродненского района после республиканского семинара-практикума «Рэгіянальная народная культура: выяўленне, захаванне і трансляцыя ў сучаснае асяроддзе».
Пасхальное чудо
Городской поселок Сопоцкин известен на всю Беларусь как столица писанкарского искусства. Заведующий организационно-методическим отделом Любанского районного Центра культуры Сергей Выскварко давно мечтал увидеть своими глазами, как же создаются шедевры. И вот в Чистый четверг он оказался в окружении 1 700 экспонатов Музея писанки Сопоцкинского культурно-туристического центра. Вернее, их уже 1 704: Сергей Георгиевич передал для коллекции еще четыре символа праздника из деревени Доросино Любанского района Минской области. Здесь живет единственный в стране народный мастер по декорированию пасхальных яиц в технике шкрябанка Марина Вакульчик, которая научилась этому искусству от своей бабушки.
Главный инструмент сопоцкинских «художников» – писачок. Палочкой с гвоздиком они горячим пчелиным воском рисуют листики, цветочки, еловые веточки, завитки на поверхности яйца. А вот символы воды, дождя, ромбы, квадратики и прочие незамысловатые узоры на шкрябанках процарапываются гвоздем, ножом или толстой длинной иголкой («шаршаткай»), пояснил Сергей Выскварко. Марина Владимировна, например, орудует медицинским скальпелем.
Отличаются сопоцкинские «фаберже» и цветом: как правило, они темно-коричневые, почти черные, а доросинские – красные. И для тех, и для других используются только экологически чистые красители. Но если будущие шкрябанки долго варят в луковой шелухе, то краску для писанок делают из ржавого железа, коры дуба и ольхи. Все ингредиенты заливаются кипятком и ставятся в прохладное место не меньше чем на месяц. В этот отвар и погружают на сутки «воскованку». «Если добавить туда уксус, краска ляжет лучше», – советует носительница традиций Антонина Юрченя.
Обязательно надо «искупать» писанку в остуженном луковом настое (цыбульнике). Когда та почернеет, цыбульник доводят до кипения и снова опускают в него почти готовое изделие: иначе воск не сползет. Напоследок яйцо подносят к зажженной свече. Остатки воска вытирают чистой салфеткой.
Оба вида росписи требуют значительной сноровки и терпения. Те из смельчаков, кто без колебаний взялся за писачок, сами в этом убедились: воск остывает быстро, поэтому времени на обдумывание орнамента нет. А если чуть замешкался или провел неровную линию, то исправить свою оплошность крайне трудно. Впрочем, соскребать окрашенный слой скорлупы тоже нужно предельно аккуратно: одно неосторожное движение – и она треснет. Методом проб и ошибок получаются идентичные старинным писанки и шкрябанки. Такой красотой даже жалко жертвовать ради пасхальной трапезы.
Для туристов Сопоцкин примечателен и тем, что здесь в несколько раз уменьшили главные памятники архитектуры Гродно и Гродненского района. Керамические копии храмов, часовен-усыпальниц, дворцово-паркового комплекса Воловичей в Святске выглядят почти как настоящие. До мельчайших подробностей воссозданы из картона достопримечательности городского поселка, стертые с лица земли временем и человеком: ятвяжское городище, лямус, две корчмы, синагога, имение помещика Карпа, ДОТ № 59 времен Великой Отечественной войны. Заглянул на экспозицию «Нам засталася спадчына» – и отпала необходимость целыми днями колесить по району.
Высший «пилотаж»
Что роднит Заречанку с Нью-Йорком, Монреалем, Токио и Брюсселем? Уникальный рушник из деревни Неглюбка. По словам методиста Ветковского центра культуры и народного творчества Анастасии Барсуковой, этот древний промысел наряду с музеем старообрядчества и народных традиций имени Федора Шклярова – визитная карточка не только Гомельщины, но и всей Беларуси. Так, 30-метровый текстильный оберег «Кола жыцця» преподнесли Президенту к 30-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Еще одно произведение народного искусства год спустя вручили главе правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву. Творения неглюбских умелиц есть в фондах музеев Москвы, Питера, Лондона, американского «Метрополитен-музея»… Теперь образец высшего «пилотажа» белорусского ткачества будет красоваться среди других расшитых декоративных полотен в музее «Код памяти» Заречанского дома народного творчества. И ребята из фольклорного коллектива «Спадчына» Индурского центра культура, рассказывая про предназначение рушников зрителям анимационной программы «З матулінага куфэрка», предложат им разгадать зашифрованное в неглюбском полотенце послание.
Добро пожаловать
Если у жителей Принеманья поинтересоваться, с чем у них ассоциируется Одельск, большинство назовет бывшего митрополита Минско-Могилевского Тадеуша Кондрусевича. Многие наверняка упомянут деревянный костел Вознесения Пресвятой Девы Марии XVIII века или покровителя агрогородка – святого Антония Падуанского. Ну а тем, кому посчастливилось попасть на экскурсию или мастер-класс в местный центр культуры и развития народного творчества, на ум сразу придет мастер по изготовлению народных деревянных музыкальных инструментов Марьян Скромблевич. Он подражает голосам пернатых певцов и животных. В руках Марьяна Антоновича дудочки, окарины, жалейки, рожки издают трели жаворонка, кваканье лягушек, хрюканье диких кабанов и зубров, гогот гуся, курлыканье журавлей. Не начни урчание четырех десятков голодных желудков постепенно заглушать импровизированные звуки природы, гости Гродненского района внимали бы музыканту еще долго.
Участники семинара за обе щеки уплетали яства традиционной одельской кухни, вместе с артистами народного фольклорного коллектива «Жывіца» Квасовского центра культуры и народного творчества затягивали аутентичные обрядовые песни и лихо отплясывали «Ойру» и другие народные танцы. С огромным сожалением откланивались новые друзья, увозя с собой частичку нашей культуры и истории. Значит, запало им в душу короткое путешествие. Может, кто-то по пути домой уже запланировал новую поездку в Гродненский район? Что ж, тут каждого встретят с распростертыми объятиями!
фото автора